Восстановление иконостаса

С июля 2020 года в церкви Вознесения Господня на Ильинке, прозванной в народе Ильинской свечой, ведутся интенсивные ремонтные работы.

В прошлом храм, построенный в 1875 году, являлся одним из самых изысканных и утонченных в Нижнем Новгороде, однако в 1935 году, в эпоху гонений на Церковь, он лишился своего убранства, в том числе и своей главной драгоценности — роскошного иконостаса, чья красота была известна далеко за пределами Нижнего, а стоимость его была немногим меньше стоимости самого здания церкви. Его возведение было невероятно сложным. Трудность составляла сама архитектура огромного иконостаса, размеры которого были 20 метров в длину и до 9 в высоту, он включал в себя более 100 икон. Некоторые из них могли достигать в высоту полутора метров. Кроме того, немалую роль играли и материалы - натуральный дуб, сусальное золото, а также обилие резьбы, чеканки и басмы. Все это не только наделяло иконостас невероятной красотой и придавало художественную ценность, но и отсылало к образам византийского искусства. Интересно и то, что две центральные иконы местного чина — Спасителя и Богородицы — перешли в него из старого иконостаса, созданного в 1715 году. 

Из всех этих обстоятельств следует, что реставрация храма и, в частности, иконостаса изначально является сложной задачей и нуждается в колоссальной концентрации творческих сил и разнообразных ресурсов. 

Реконструкция заново огромного иконостаса, на основе лишь одной сохранившйеся фотографии — вызов для любого художника и архитектора. Большое значение имеет наличие в иконостасе значительного количество элементов, свойственных эпохе перехода от классицизма к модерну в русском церковном искусстве конца XIX — начала XX века. Подобное явление мы наблюдаем и в иконах, и в сохранившихся фрагментах росписи стен: при расчистке штукатурки в правом приделе был обнаружен орнаментальный пояс с павлинами и цветами, выполннный на темно-коричневом фоне. 

Это обстоятельсво значительно усложняет процесс воссоздания иконостаса, ведь предстоит не только повторить его, но и воспроизвести едва уловимую эволюцию стилей изобразительного искусства и вписать их в интерьер и убранство храма. 

Решить эту непростую задачу приходу помогает творческая мастерская «Благое дело». Ее художники, выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища, имеют богатый опыт в сфере оформления церковных интерьеров. Несмотря на незначительное количество информации, им удалось поймать стиль и изюминку Вознесенского иконостаса. Творческая фантазия и профессионализм мастеров уже реализовались в проектировании иконостасов правого и левого приделов храма. На основе разработанных для иконостаса элементов резьбы были созданы престолы и жертвенники. В качестве материалов избраны натуральный дуб, басма из серебряного листа и сусальное золото. 

 

«Мы всегда стараемся делать работу индивидуально, не испольовать готовые формы, хотя у нас уже имеются наработки, созданные за четверть века работы. Для каждого храма у нас есть что-то свое, это и определяет своеобразие и стиль нашей творческой мастерской», — Владимир Бекетов, главный художник. 

 

Владимир Юшин и Владимир Бекетов

Владимир Юшин и Владимир Бекетов

 

Невозможно приуменьшить и роль иконописцев мастерской священника Иоанна Коваленко — профессионального художника, выпускника МГАХИ им В.И. Сурикова. Мастер не просто использует в своей работе старые пигменты и краски, но также подбирает кисти, которыми писали иконы в далеком прошлом. Безусловно, такое дело очень трудоемко, оно требует тщательной кропотливой работы и значительных денежных затрат. 

 

«Это уникальный заказ. Последнее время большая часть росписей делается в каноническом стиле XV-XVI веков, а здесь стоит задача восстановления очень красивого по своей архитектуре иконостаса. Работа достаточно сложная: с ней связана особая технология золочения на полимент, резьба по левкасу, чеканка по золоту. Все это сочетается со сложным художественным решением. Но главное в иконе — лик! Важно, чтобы работа, помимо мвоей художественной красоты, была глубоко одухотворенной. Это, наверно, является наиболее сложной задачей», — священник Иоанн Коваленко. 

 

Настоятель прихода протоиерей Михаил Сторонкин, священник Иоанн Коваленко и художник Вячеслав Алексеев

 

Всего в иконостасе должно быть 104 образа.

Как уже было сказанно, в настоящий момент выполнены работы по двум приделам, однако от общей суммы набрано чуть более 25% всех средств. Иконостас уже получил положительные отзывы искусствоведов о своих художественных достоинствах. Этот отклик очень ценен для нас. 

Мы возлагаем большие надежды на то, что сумеем воссоздать интерьер жемчужины Започаинья не понижая заданную планку.

По вопросам пожертвований обращайтесь к настоятелю Михаилу Сторонкину: +79026810116

Приглашаем к участию и просим поддержки!

Вы можете прийти в наш храм и увидеть воочию восстановленные приделы. Также можно записаться на экскурсию по телефону: +79867425540

Галерея проекта

Назад